г. Н. Новгород, ул. Маршала Воронова, д. 1а

 info@elprocom.ru

(831) 275-37-74

Бетонный и металлический корпус КТП: сравнение конструкций

При строительстве многоквартирных домов, детских садов, коттеджных поселков, промышленных предприятий возникает необходимость установки оборудования, позволяющего оптимизировать напряжение и распределять электроэнергию между потребителями. Эту функцию выполняют комплектные трансформаторные подстанции (КТП).

Их оснащение зависит от способа подключения кабельных линий, величины и характера электрических нагрузок, а также места установки. Определившись с техническими характеристиками КТП, стоит приступить к выбору материала, из которого будет изготовлен корпус. Как найти лучшее сочетание цены и качества? Чему отдать предпочтение — бетону или металлу? Давайте разбираться вместе.

Особенности конструкций

Вначале определимся с терминологией. Для обозначения блочных КТП, изготовленных из железобетона, принято употреблять аббревиатуру БКТП. Комплектные трансформаторные подстанции в металлическом корпусе называют КТП.

Железобетонный корпус

БКТП похожи на небольшие домики без окон, сложенные из железобетонных блоков. Такие подстанции состоят из надземной и подземной частей. На поверхности находится помещение с оборудованием, а под землей или в цокольном блоке — кабеля и, в случае необходимости, емкость для сбора масла силового трансформатора.

Крыша блочных подстанций может быть монолитной, то есть изготавливаться из бетонных панелей и представлять единое целое со стенами здания. Возможен и вариант раздельной конструкции, когда кровлю делают из других материалов. В этом случае она может выступить в роли взрывного клапана и при аварийной ситуации послужить каналом для выброса газов, которые высвобождаются в результате взрыва.

Чтобы избежать попадания влаги внутрь строения, прибегают к помощи влагостойких материалов.  С их помощью обеспечивают гидроизоляцию крыши и стеновых бетонных плит, соприкасающихся с грунтом. Металлические двери и ворота БКТП выполняют две функции: не дают проникнуть внутрь посторонним лицам и обеспечивают приток воздуха через решетчатые отверстия.

Металлический корпус

Основным отличием БКТП от КТП является материал корпуса. Если в первом случае это бетонные блоки, то во втором — металл. Конструкция КТП довольно проста и представляет собой сборно-сварной корпус, внешне напоминающий киоск. Поскольку металл подвержен коррозии, его покрывают слоем цинка и окрашивают.  

В полу делают отверстия для кабелей, а также слива масла силового трансформатора при аварийных ситуациях. Металлические подстанции комплектуются дверями с решетками для вентиляции и могут дополнительно оснащаться системами освещения, отопления и сигнализации.

Еще одно отличие КТП — отсутствие коридора для обслуживания, поэтому в таких подстанциях не устанавливают оборудование, чувствительное к перепадам температуры, ограничиваясь более простыми электросхемами.

Критерии выбора подстанции

На что следует обратить внимание при выборе материала, из которого будет изготовлен корпус будущей подстанции:

  1. Стоимость. У любого проекта есть бюджет, выход за рамки которого нежелателен, а подчас и недопустим. Проконсультируйтесь со специалистами и определитесь с «технической начинкой», после чего станет понятно, какую сумму можно потратить на «оболочку». И учтите: этих средств должно хватить, в том числе на затраты по доставке, которые у БКТП и КТП существенно различаются.
  2. Время перевозки и монтажа. Долгострои остались в прошлом — сегодня с начала и до окончания стройки проходят считанные месяцы, а это сокращает и срок установки подстанции. Иногда счет идет на сутки. При монтаже бетонной и металлической КТП разница во времени составляет несколько дней в пользу последней.
  3. Простота монтажа. Когда установку подстанции производит предприятие-изготовитель или компания-подрядчик, этот критерий решающей роли не играет. Но если вы взяли на себя обязанности исполнителя работ, легкость сборки будет иметь большое значение.
  4. Надежность корпуса. Он должен обеспечивать защиту оборудования от неблагоприятных погодных условий и действий вандалов. Это продлит срок эксплуатации подстанции, избавит от лишних затрат на ее восстановление и в итоге удешевит проект.
  5. Дальнейшее содержание. Не только оборудование, но и корпус подстанции нуждается в регулярном обслуживании: покраске, ремонте, замене отдельных элементов. Поэтому лучше сразу рассчитать возможные расходы и соотнести со своими возможностями.

Теперь подробнее расскажем о преимуществах и недостатках каждой из трансформаторных подстанций.


Общие преимущества БКТП и КТП

За последние 70 лет конструкция подстанций претерпела серьезные изменения, которые затронули не только ее техническую часть, но и корпус. Размеры некогда громоздкого оборудования уменьшились в разы, что повлекло за собой и уменьшение габаритов помещения, в котором оно располагается.

Современные БКТП и КТП можно разместить на площадке в 10–15 м², что для городов с плотной застройкой является весомым аргументом в пользу приобретения этих подстанций. К тому же отвод земельного участка делается по упрощенной процедуре, что добавляет плюсов каждой из них.

Поскольку сборка оборудования выполняется на заводе-изготовителе и подстанция доставляется практически в готовом виде, ее установка трудностей не вызывает. Сложностей с оформлением технической документации и вводом в эксплуатацию, как правило, не бывает. Не нужно забывать, что каждое изделие перед отправкой к заказчику проходит текстовое испытание, что повышает его надежность и безопасность.

Корпуса БКТП и КТП неплохо справляются со своей основной задачей — защитой оборудования от климатических воздействий. Огнестойкие материалы, из которых они сделаны, снижают риск повреждения приборов при возгорании, произошедшем поблизости, и уберегают от опасности людей, если возгорание произошло на самой подстанции.

Сравнительные характеристики корпусов БКТП и КТП


Теперь поговорим о тех особенностях, которые при выборе могут склонить чашу весов в сторону БКТП или КТП.
Для удобства мы сгруппировали их и оформили в виде таблицы.


Бетонный корпус

Корпус из металла

Обеспечивает надежную антивандальную защиту и оберегает от механических повреждений.

Повредить металлическую оболочку намного проще. Например, неудачно развернувшийся мусоровоз может оставить на ней глубокие вмятины, поэтому вокруг КТП часто ставят ограждение.

БКТП долговечны, при должном обслуживании срок их эксплуатации составляет 25 лет. КТП служат меньше — всего 20 лет.
Фундамент поставляется в комплекте с подстанцией, что избавляет от забот по его изготовлению. Фундамент в комплекте не идет, поэтому его приходится строить на месте, что влечет за собой дополнительные расходы.
Крыша, если не является частью монолитной конструкции, работает как взрывной клапан, отводящий газ вверх. Корпус и крыша представляют цельную конструкцию, поэтому в случае аварии выход газов будет неконтролируемым, что небезопасно.
Так как корпус подстанции доставляется в разобранном виде, монтаж производится на месте. Для этого приходится привлекать мощный подъемный кран — другой просто не в состоянии будет поднять тяжелые бетонные блоки. Это увеличивает затраты на установку. Металлический корпус доставляется в собранном виде и не требует привлечения мощной техники для монтажа.
Бетон слабо подвержен разрушительному действию влаги, вследствие чего расходы на обслуживание такого корпуса будут минимальными. Контакт металла и воды приводит к коррозии. Оцинковка и покрытие краской предотвращают появление ржавчины, но их необходимо периодически обновлять, что чревато дополнительными затратами.
Бетонные стены препятствуют образованию конденсата и обеспечивают оптимальный температурный режим для работы оборудования. Металл существенно уступает бетону в теплопроводности, поэтому летом быстро прогревается, а зимой сильно промерзает. Это в итоге сказывается на работе оборудования.
Стоимость транспортировки зависит от веса и габаритов груза. В этом плане бетон сильно проигрывает металлу, особенно когда речь идет о больших расстояниях. Затраты на доставку корпусов киоскового типа гораздо ниже, чем у бетонных. В сочетании с небольшими затратами на установку это позволяет отнести КТП к бюджетным видам подстанций.
Эстетически БКТП более привлекательны, поскольку с помощью отделки их можно гармонично вписать в любой городской пейзаж. Дизайн КТП ограничивается покраской, которая делает внешний вид корпуса более аккуратным, но не прибавляет красоты.

 

Задавшись целью установить комплектную трансформаторную подстанцию, лучше предварительно проконсультироваться с профессионалами.
Наши специалисты не оставят ни один из ваших вопросов без ответа и помогут сделать правильный выбор.

БКТП ЭЛПРОКОМ
КТП Элпроком