При строительстве многоквартирных домов, детских садов, коттеджных поселков, промышленных предприятий возникает необходимость установки оборудования, позволяющего оптимизировать напряжение и распределять электроэнергию между потребителями. Эту функцию выполняют комплектные трансформаторные подстанции (КТП).
Их оснащение зависит от способа подключения кабельных линий, величины и характера электрических нагрузок, а также места установки. Определившись с техническими характеристиками КТП, стоит приступить к выбору материала, из которого будет изготовлен корпус. Как найти лучшее сочетание цены и качества? Чему отдать предпочтение — бетону или металлу? Давайте разбираться вместе.
Вначале определимся с терминологией. Для обозначения блочных КТП, изготовленных из железобетона, принято употреблять аббревиатуру БКТП. Комплектные трансформаторные подстанции в металлическом корпусе называют КТП.
БКТП похожи на небольшие домики без окон, сложенные из железобетонных блоков. Такие подстанции состоят из надземной и подземной частей. На поверхности находится помещение с оборудованием, а под землей или в цокольном блоке — кабеля и, в случае необходимости, емкость для сбора масла силового трансформатора.
Крыша блочных подстанций может быть монолитной, то есть изготавливаться из бетонных панелей и представлять единое целое со стенами здания. Возможен и вариант раздельной конструкции, когда кровлю делают из других материалов. В этом случае она может выступить в роли взрывного клапана и при аварийной ситуации послужить каналом для выброса газов, которые высвобождаются в результате взрыва.
Чтобы избежать попадания влаги внутрь строения, прибегают к помощи влагостойких материалов. С их помощью обеспечивают гидроизоляцию крыши и стеновых бетонных плит, соприкасающихся с грунтом. Металлические двери и ворота БКТП выполняют две функции: не дают проникнуть внутрь посторонним лицам и обеспечивают приток воздуха через решетчатые отверстия.
Основным отличием БКТП от КТП является материал корпуса. Если в первом случае это бетонные блоки, то во втором — металл. Конструкция КТП довольно проста и представляет собой сборно-сварной корпус, внешне напоминающий киоск. Поскольку металл подвержен коррозии, его покрывают слоем цинка и окрашивают.
В полу делают отверстия для кабелей, а также слива масла силового трансформатора при аварийных ситуациях. Металлические подстанции комплектуются дверями с решетками для вентиляции и могут дополнительно оснащаться системами освещения, отопления и сигнализации.
Еще одно отличие КТП — отсутствие коридора для обслуживания, поэтому в таких подстанциях не устанавливают оборудование, чувствительное к перепадам температуры, ограничиваясь более простыми электросхемами.
На что следует обратить внимание при выборе материала, из которого будет изготовлен корпус будущей подстанции:
Теперь подробнее расскажем о преимуществах и недостатках каждой из трансформаторных подстанций.
За последние 70 лет конструкция подстанций претерпела серьезные изменения, которые затронули не только ее техническую часть, но и корпус. Размеры некогда громоздкого оборудования уменьшились в разы, что повлекло за собой и уменьшение габаритов помещения, в котором оно располагается.
Современные БКТП и КТП можно разместить на площадке в 10–15 м², что для городов с плотной застройкой является весомым аргументом в пользу приобретения этих подстанций. К тому же отвод земельного участка делается по упрощенной процедуре, что добавляет плюсов каждой из них.
Поскольку сборка оборудования выполняется на заводе-изготовителе и подстанция доставляется практически в готовом виде, ее установка трудностей не вызывает. Сложностей с оформлением технической документации и вводом в эксплуатацию, как правило, не бывает. Не нужно забывать, что каждое изделие перед отправкой к заказчику проходит текстовое испытание, что повышает его надежность и безопасность.
Корпуса БКТП и КТП неплохо справляются со своей основной задачей — защитой оборудования от климатических воздействий. Огнестойкие материалы, из которых они сделаны, снижают риск повреждения приборов при возгорании, произошедшем поблизости, и уберегают от опасности людей, если возгорание произошло на самой подстанции.
Теперь поговорим о тех особенностях, которые при выборе могут склонить чашу весов в сторону БКТП или КТП.
Для удобства мы сгруппировали их и оформили в виде таблицы.
Бетонный корпус |
Корпус из металла |
---|---|
Обеспечивает надежную антивандальную защиту и оберегает от механических повреждений. |
Повредить металлическую оболочку намного проще. Например, неудачно развернувшийся мусоровоз может оставить на ней глубокие вмятины, поэтому вокруг КТП часто ставят ограждение. |
БКТП долговечны, при должном обслуживании срок их эксплуатации составляет 25 лет. | КТП служат меньше — всего 20 лет. |
Фундамент поставляется в комплекте с подстанцией, что избавляет от забот по его изготовлению. | Фундамент в комплекте не идет, поэтому его приходится строить на месте, что влечет за собой дополнительные расходы. |
Крыша, если не является частью монолитной конструкции, работает как взрывной клапан, отводящий газ вверх. | Корпус и крыша представляют цельную конструкцию, поэтому в случае аварии выход газов будет неконтролируемым, что небезопасно. |
Так как корпус подстанции доставляется в разобранном виде, монтаж производится на месте. Для этого приходится привлекать мощный подъемный кран — другой просто не в состоянии будет поднять тяжелые бетонные блоки. Это увеличивает затраты на установку. | Металлический корпус доставляется в собранном виде и не требует привлечения мощной техники для монтажа. |
Бетон слабо подвержен разрушительному действию влаги, вследствие чего расходы на обслуживание такого корпуса будут минимальными. | Контакт металла и воды приводит к коррозии. Оцинковка и покрытие краской предотвращают появление ржавчины, но их необходимо периодически обновлять, что чревато дополнительными затратами. |
Бетонные стены препятствуют образованию конденсата и обеспечивают оптимальный температурный режим для работы оборудования. | Металл существенно уступает бетону в теплопроводности, поэтому летом быстро прогревается, а зимой сильно промерзает. Это в итоге сказывается на работе оборудования. |
Стоимость транспортировки зависит от веса и габаритов груза. В этом плане бетон сильно проигрывает металлу, особенно когда речь идет о больших расстояниях. | Затраты на доставку корпусов киоскового типа гораздо ниже, чем у бетонных. В сочетании с небольшими затратами на установку это позволяет отнести КТП к бюджетным видам подстанций. |
Эстетически БКТП более привлекательны, поскольку с помощью отделки их можно гармонично вписать в любой городской пейзаж. | Дизайн КТП ограничивается покраской, которая делает внешний вид корпуса более аккуратным, но не прибавляет красоты. |
Задавшись целью установить комплектную трансформаторную подстанцию, лучше предварительно проконсультироваться с профессионалами.
Наши специалисты не оставят ни один из ваших вопросов без ответа и помогут сделать правильный выбор.